Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Скорость проявления изменений и возникновения угроз внешней среды на современном этапе развития экономики часто выше скорости соответствующего реагирования предприятий. Как следствие, возрастает частота появления непредсказуемых проблем их функционирования. Возникает необходимость обеспечения экономической устойчивости предприятий с помощью эффективного стратегического управления, результатом чего должна стать способность субъектов хозяйствования прогнозировать появление и влияние дестимуляторов, возможность своевременной реакции бизнеса на изменения условий хозяйствования на рынках товаров, услуг и технологий.
Мировой экономический кризис, который длится с 2008 года поставил перед предприятиями много нерешенных проблем. Среди важнейших из них, это значительное падение спроса на продукцию и неспособность менеджмента работать в новых кризисных условиях.
В современном мире усиливается глобализация, главной отраслью становится экономика знаний. В условиях мирового и отечественного кризиса в экономике, происходит повышение конкурентной борьбы между предприятиями. Выигрывать конкурентную борьбу возможно за счет внедрения стратегического управления на предприятиях.
Под стратегией может пониматься следующее: план развития; перспективное направление развития; целеполагание; средство реализации целей; модель взаимодействия с внешней средой; способ развития ключевых конкурентных преимуществ. Стратегия является центральным элементом стратегического управления, на основе которого должна быть построена система эффективных действий по обеспечению экономической устойчивости предприятия.
Чрезвычайная изменчивость внешней и внутренней сред требует формирования адекватного инструментария для быстрого адаптирования к новым рыночным условиям. Совершенствование процесса создания и реализации стратегии требует сложного творческого подхода, в основу которого положено стратегическое мышление, что сегодня является недостаточно изученным понятием.
Стратегическое мышление - это совокупность навыков, связанных с управлением потоком стратегических задач и их решений. Эти навыки составляют основу стратегического мастерства. В динамичном и сложном мире стратегическая мастерство необходимо не только руководителям крупных корпораций, оно играет важную роль в процессе принятия стратегических решений и разработки стратегии на всех уровнях управления и во всех отраслях.
Степень изученности темы исследования. Теоретически-прикладные основы сущности понятия стратегического мышления являются предметом научной доработки отечественных и зарубежных авторов, в частности таких как Ф. Аналоуи, И. Ансофф, И.Н. Герчикова, С.М. Климов, В.Ю. Котельников, Б.Г. Литвак, Ю.А. Маленков, С.А. Попов, М. Портер, О.К. Тихомиров, Ю.П. Шаров, П.В. Шеметов, В.А. щегорцев и др.
Однако проблематика совершенствования стратегического мышления сотрудников до сих пор остается дискуссионной и нуждается в теоретически-концептуальном обосновании.
Объект исследования: человеческие ресурсы.
Предмет исследования: стратегическое мышление сотрудников.
Цель исследования: изучить сущность проблем формирования стратегического мышления сотрудников.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- раскрыть определение и сущность «глобального стратегического управления»
- охарактеризовать стратегическое управление в современных условиях конкурентных рынков;
- проанализировать стратегическое мышление как корпоративную компетенцию;
- определить стратегическое мышление как основу стратегического планирования.
Методы исследования. В процессе научных изысканий, автором были использованы методы: исторический и логический; абстрагирование и обобщение; комплексный и системный подходы.
Структура исследования: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 31 страница печатного текста.
Список литературы содержит 19 источников.
Глава 1 Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов
1.1 Определение и сущность «глобального стратегического управления»
В общем понимании управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на объект с целью изменения его состояния, свойств или поведения в соответствии с обстоятельствами. Анализ научных источников дает возможность утверждать, что сейчас учеными предложено значительное количество определений сущности понятия «стратегическое управление предприятием».
Стратегия – это управление результатом. Она должна быть ориентирована на конечные результаты (на улучшение качества жизни). Понятие «стратегия» (от греч. «strategia» – искусство ведения войны) трактуют, в частности, как: «определение основных долгосрочных целей предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для их достижения» .
Стратегия – это «набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности» .
Стратегия - это «создание уникального и выгодного предложения, которое предусматривает определенный набор видов деятельности» . В России теория и практика стратегического управления еще не заняли должного места. В практике современного хозяйствования лишь 10 % предприятий полностью реализуют собственную стратегию, 5 % понимают стратегию и связывают ее с собственной деятельностью, 15 % предприятий тратят на обсуждение стратегии более чем час в месяц .
Стратегическое управление - это процесс, с помощью которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, определяют стратегии их достижения с учетом всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и реализуют выбранные планы действий.
Стратегическое управление – это процесс формирования целей организации и процесс управления для их достижения .
Стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.
Стратегическое управление – это многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, которые способствуют балансировке отношений между организацией и внешней средой, а также достижению установленных целей .
Главное в стратегии - это ее последовательная реализация. В стратегии главный закон – это закон экономии времени. Стратегия состоит в том, чтобы правильно выбрать свои приоритеты. В соответствии с приоритетами поставить цели. В соответствии с целями поставить задачу.
Начинать нужно всегда с поиска конкурентного преимущества. Все ресурсы должны сконцентрироваться вокруг конкурентного преимущества. Именно это конкурентное преимущество должно обеспечить успех. Либо во внешней конкуренции, либо во внутренней.
1.2 Стратегическое управление в современных условиях конкурентных рынков
Чтобы составить научное представление о сущности стратегического управления, целесообразно обратиться к содержанию первичной концепции стратегического управления.
Разработчик этой концепции. Ансофф связывает ее с двумя противоположными типичными стилями поведения предприятия: приростным и предпринимательским. Приростный стиль направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри предприятия, так и за его пределами, а предпринимательский стиль стремится к непрерывному изменению, достигнутого состояния предприятия .
Так, Г.Б. Клейнер отмечает: «Среди всех задач экономики предприятия самая важная – разработка долгосрочной стратегии... Удачная стратегия и умелая реализация – самые верные признаки качественного управления деятельностью предприятия» .
Стратегия разрабатывается в системе сил, которые на нее влияют. Сначала анализируем глобальные тенденции, затем анализируем существующие прогнозы (отраслевые, региональные), строим свои специфические прогнозы, а затем анализируем среду (внутреннее и внешнее).
Состояние современного мира определяется объективными закономерностями. Во время Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе, в США, в 1944 году представители будущих победителей в войне, собрались определить, какой мир будет после войны, как они будут взаимодействовать. Было принято решение о создании Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Генерального соглашения по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade (GATT), с декабря 1994 года Всемирной торговой организации (ВТО).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аналоуи Фархад. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов: Пер. с англ./ Ф. Аналоуи, А. Карали. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. – 416 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., переработанное и дополненное / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480 с.
4. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации / С.М. Климов. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. – 120 с.
5. Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. – 2017. – №1. – С. 31
6. Котельников В.Ю. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен / В.Ю. Котельников. – М.: Эксмо, 2007. – 96 с.
7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения / Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2013. – 440 с.
8. Маленков Ю.А. Проблемы развития стратегического управления в России // Вестн. СПб ун-та «Теория и практика управления», 2007. – № 5 – С. 108–119.
9. Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс // Пер. с англ. В.Е. Сапунов. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 688 c.
10. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски / Кеничи Омае; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 215 с.
11. Откуда берутся идеи? Креативные решения бизнес-проблем / пер с англ. – Чомахидзе М.Ш. – М: Вершина, 2006. – 160 с.
12. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / С.А. Попов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 304 с.
13. Портер Майкл Э. Конкуренция // Пер. с англ. Ю.А. Передерий. – М.: Вильямс, 2019. – 608 с.
14. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. Пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984. – 272 с.
15. Томпсон А., Стрикленд Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа // Пер. с англ. А.А. Гарячков. – М.: Вильямс, 2008. – 928 с.
16. Хангер Дж. Основы стратегического менеджмента // Пер. с англ. А.Н. Розенков. – М.: ИТИ+, 2018. – 319 с.
17. Шаров Ю.П. Стратегический менеджмент / Ю.П. Шаров, Н.И. ВИшинская. – Д: ДРИДУ НАДУ, 2015. – 92 с.
18. Шеметов П.В. Менеджмент: Управление организационными системами: Учеб. Пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2008. – 406 с.
19. Щегорцов В.А. Менеджмент: учебник / В.А. Щегорцов, В.А. Тарана; под ред. В.А. Щегорцова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 543 с.